Иногда приходится слышать критику в адрес микрофинансовых организаций, основанную на том, что компании недостаточно лояльны к клиентам. В большинстве случаев критика является следствием работы нелегальных микрофинансовых организации, которые в своей деятельности имеют цель заработать деньги, не вспоминая о рамках, поставленных законодательством Российской Федерации для МФО.

А между тем в марте 2017 года Центробанк РФ опубликовал минимальные стандарты по соблюдению интересов и прав граждан, которые стали клиентами микрофинансовой организации.

Вместе с тем специалисты крупнейших МФО рассчитывают, что эти стандарты в конечном итоге принесут ощутимую помощь в поддержании нормальных взаимоотношений между МФО и клиентами. Выполнение стандартов доступно не каждому МФО.

Важно помнить о своих правах

Полный объем информации о требованиях государства по поводу защиты интересов клиента находится на интернет-портале Центробанка и подлежит регулярному обновлению. К категории клиентов МФО закон относит как юридические, так и физические лица. Указания Центробанка являются для МФО пока, скажем так, обязательными рекомендациями. Существующий у каждого МФО стандартный перечень прав клиентов должен учитывать требования Центробанка.

Так, клиент должен иметь доступ к информации об алгоритмах оценки как МФО проверяет заявку клиента, об уровне качества услуг микрофинансовой организации, о требованиях, которым должны соответствовать сотрудники МФО, о минимальных требованиях к офису компании и другие положения. Если объяснять более подробно и структурированно, то стандарт по защите прав клиента можно представить в виде четырех составляющих:

  1. Обязанность МФО предоставлять информацию клиенту. Информация о кредитных продуктах должна быть общедоступной и понятной. Содержание рекламы должно соответствовать требованиям закона.
  2. Доступность информации о том, как проводится оценка допустимой кредитной нагрузки клиента и, соответственно, его кредитоспособности.
  3. Взаимодействие МФО в лице своих сотрудников и клиентов. Сотрудники должны быть квалифицированными и профессиональными по всем вопросам, касающимся взаимоотношений МФО с клиентами. На все вопросы о нюансах и подробностях договора должен даваться четкий и правильный ответ.
  4. Исключены ситуации, когда МФО может проигнорировать обращение клиента, будь то запрос на дополнительную информацию, на которую клиент имеет право или же письмо претензионного характера. Отсутствие применения этого стандарта порождает ненужную волокиту. Так, например, если МФО игнорирует обращение, то граждане начинают жаловаться в прокуратуру, что в итоге создает ненужное давление на все стороны.

Клиент и МФО должны знать о праве подать обращение и об обязанности на него отреагировать в установленные разумные сроки.

Требования ЦБ РФ оформленные в виде специального указания появились в марте текущего, 2017-го, года. МФО был дан срок на то, чтобы привести свою работу в соответствии с указаниями. Ориентировочным периодом, когда указания вступают в полную силу, то есть становятся обязательными, - лето 2017-го.

Что ждет МФО?

После распространения указания Центробанка, микрофинансовые организации должны стать более прозрачными для клиентов, что, несомненно, повлияет на улучшение их репутации. По сути, указания должны стать своеобразным моральным кодексом, руководствуясь которым МФО демонстрирует свое уважение к клиенту и государству.

Обращаясь в МФО, человек должен сразу получить представления от первоначального этапа по заключению договора и перечислению денег до тяжести последствий за просрочку или отказ от обслуживания задолженности. Все, о чем боится спросить клиент, должно быть облегчено для понимания и стать более доступным. Например, справки о состоянии задолженности должны выдаваться автоматически и без лишних вопросов.

Стандарты, помимо соблюдения интересов клиентов, призваны помочь МФО преодолеть критику, а порой и спекуляции политических деятелей, зарабатывающих рейтинг на популистских призывах максимальных ограничений на бизнес МФО вплоть до его ликвидации.

Есть и обратная сторона медали. При практической реализации указаний перед компаниями могут возникать трудности.

Например, глубина оценки пределов кредитной нагрузки на клиента - сколько заемщики отдают на погашение займов, лимит на количество продлений займа. Требование усилить работу по сбору сведений о заработках клиента ударит по основному конкурентному преимуществу МФО: обещанию не требовать справки. Кроме того, запросы такой информации из специальных информационных бюро стоит денег. Все это осложнит получение небольших срочных займов и даже может способствовать их удорожанию.

Впрочем, итоги 2017 года на практике выявят все сложности и перспективы новых правил работы МФО от ЦБ РФ.

Материал подготовлен Александром Глуховским специально для портала Займ24онлайн.

Оформление микрозаймов в МФО:

Тем, кто ищет, как выгоднее и проще оформить микрокредит, рекомендуем заглянуть на сайт Езаем.ру. Эта популярная микрофинансовая компания входит в ТОП организаций России, имеет огромное количество...

Подробнее...

Каждый может оказаться в ситуации, когда денег нет. Не всегда при этом есть время и возможность обращаться в банки или к знакомым. Здесь на помощь могут прийти различные микрофинансовые компании,...

Подробнее...

Одним из лидеров микрофинансового рынка России является компания МигКредит. Она входит в тройку ТОП-МФО, осуществляющих деятельность по всей стране. К большому преимуществу организации относится...

Подробнее...

Более полутора миллиона россиян доверяют МФО Займер, которая работает в интернете и помогает выдавать необходимые суммы. К преимуществам обращения к компании относятся круглосуточная работа,...

Подробнее...

Чтобы получить выгодный займ, обратитесь в микрофинансовую организацию «Платиза»: эта МФК уж 5 лет работает в Москве и городах России, предоставляя клиентам доступные микрокредиты. Для пользования услугами...

Подробнее...