В конце 2016 года был принят закон, регламентирующий работу коллекторов и коллекторских агентств по долгам микрофинансовым организациям. Надо сказать, что клиентов, чьи задолженности доведены до стадии передачи коллекторским структурам не так уж и много. Дела таких заемщиков обычно передаются в суды.

На текущий момент положения закона работают в полной мере, меняя алгоритмы взаимодействия МФО и коллектором с заемщиками.

С мая у заемщиков появилось право отказываться продолжать общение с представителем кредитора в том случае, если просрочка по кредиту превышает 4 месяца.

Для практической реализации этого права клиент должен написать в микрофинансовую организацию или в коллекторское агентство письмо, в котором он уведомляет о своем отказе от совместного взаимодействия по погашению займа. Несмотря на то что право писать такие письма у клиентов появилось только с мая, некоторые сделали это уже в январе, продемонстрировав умысел на осознанный отказ от погашения долга.

Суть закона

Отказников на текущий момент времени очень мало, однако тенденция имеет вектор на повышение:

  1. В компании «Робот Займер» только примерно 30 человек воспользовалось возможностью прекратить общение с кредитором. Однако, от месяца к месяцу показатель увеличивается, прирост составляет один-два человека. Подавляющее число клиентов находят совместно с МФО варианты по решению возникшей проблемы, оставляя для себя возможность дальнейшего кредитования в МФО после погашения задолженности.
  2. В компании «Манимен» этот показатели также невелик, составляя несколько десятков заявлений.
  3. В компании «Турбозайм» счет идет на единицы. Но все аналитики едины во мнении, что клиентов, отказавшихся от контактов, будет со временем только больше. Уже звучат голоса о необходимости поправок в закон. А пока отказников ждет судебное разбирательство с арестом имущества, счетов и иных выявленных материальных ценностей.

Но закон накладывает ограничение на количество контактов с заемщиком, продолжающим сотрудничество по вопросу погашения долга.

Так, с заемщиком можно встретиться лично только один раз за неделю, позвонить по телефону – один раз за сутки, в общей сложности два раза за неделю. В рамках месяца количество звонков не должно превышать восьми.

Какого-то устоявшегося алгоритма работы с должниками, прекратившими обслуживание долга, на сегодняшний день нет. Кто-то сразу обращается в суд, кто-то привлекает агентства. Некоторые под видом коллекторского агентства сами пытаются решить вопрос, что позволяет не связывать имя МФО с неприятными разговорами и экономить на услугах агентств. Способов выхода на контакт много. Контакты устанавливаются через социальные сети, путем прямого дозвона и так далее.

Пробелы в законе

Закон, оправдывая некоторые народные поговорки, можно читать двояко. Например, нет комментария, что такое контакт. Сколько он должен длиться, если осуществляется с помощи телефонной связи? 10 секунд, 5 минут или сам факт поднятия и моментального сброса уже контакт? А если произошли помехи на линии по вине оператора или отправленная СМС по вине оператора пришла несколько раз? Все это важные нюансы, отсутствие четкой регламентации которых позволяет устроить сутяжничество со стороны недобросовестных клиентов.

Некоторые клиенты, которым повезло получить займ при их изначальной агрессивной настроенности к МФО, ошибочно интерпретируют положение закона, как свое право не платить по долгу, при этом объявляя МФО бойкот.

Люди сбрасывают дозвон, не отвечают, или выключают телефонный аппарат. Все МФО констатирует снижение контактов с клиентами, просрочившими погашение. Некоторые поворачивают положения закона так, как им выгодно и начинают обвинять МФО в нарушениях с подачей заявления в правоохранительные органы.

Естественно, успеха такие заявления иметь не могут. Все приводит только к ухудшению положения самих клиентов, вставших на путь войны с МФО, потому что в итоге просрочка только увеличивается, а вместе с ней и проценты за пользование деньгами. Плюс к тому исключается вариант полюбовной договоренности с МФО, например, через реструктуризацию долга или продлению срока займа. В ход идет самый невыгодный для клиента вариант со штрафами и пенями. В конечном итоге клиент может попасть в руки «раздолжнителей» — мошенников, которые вводят граждан в заблуждение обещаниями избавить от долга, выманивая за это предоплату своих услуг.

Закон дал клиентам психологическую уверенность и это можно оценивать, как положительное достижение. Однако, к сожалению, некоторые трактуют закон в свою пользу, как будто он позволяет в принципе избавиться от долга. На самом деле он лишь позволяет перенести разговор с кредитором в зал суда.

Материал подготовлен Светланой Русских специально для портала Займ24онлайн.

Подробности получения займов в МФО

«МаниМен» — первая в России микрофинансовая компания, которая начала оформлять онлайн-кредиты. Она и сейчас является лидером среди МФО, оказывающих подобные услуги. Основное направление деятельности организации — выдача...

Подробнее...

Если провести обзор официального сайта ООО «Деньги сразу» и ознакомиться с отзывами клиентов, легко убедиться, что условия компании удобны и выгодны. Организация предоставляет займы в размере от 1000 до 30...

Подробнее...

Более полутора миллиона россиян доверяют МФО «Займер», которая работает в интернете и помогает выдавать необходимые суммы. К преимуществам обращения относятся круглосуточная работа, автоматическое рассмотрение...

Подробнее...

Чтобы получить выгодный микрокредит, посетите официальный сайт микрофинансовой организации «Кредит 911». Компания предлагает клиентам срочную финансовую помощь на любые нужды, деньги перечисляются на карту клиента...

Подробнее...

Создание личного кабинета в МФО Greenmoney и получение срочного займа через интернет — действенный способ преодоления неожиданных финансовых трудностей. Компания работает на российском рынке...

Подробнее...